История
|
История разработкиПрограмма разработана в Российском НИИ Искусственного Интеллекта. Автор программы - Александр Иосифович Пацкин. По существу эта разработка явилась синтезом двух независимых направлений исследовательских работ. Далее удобнее излагать от первого лица. Моей целью было построение среды, пригодной для решения сложных задач искусственного интеллекта. Главной проблемой я считал представление знаний, фундаментальную недостаточность существующих систем представления знаний. К 99-му году, когда я пришел в РосНИИ ИИ, мне удалось построить удовлетворяющую меня универсальную среду представления знаний, а на ее базе объектно-ориентированную систему программирования. (Называлось это творение - Адам-99). В основе лежала идея изотропной сети, где все односторонние ссылки были заменены двусторонними связями. Что касается вычислительных моделей, я считал ООП - магистральным путем развития, и саму реализацию идей ООП в полном объеме на своей платформе считал большим успехом. Но в РосНИИ ИИ как раз больший упор делался на новые вычислительные модели, а интерес к моделям данных и представлению знаний был вторичен. Естественно, руководивший институтом Александр Семёнович Нариньяни, отказался поддерживать мою работу в чистом виде, и условием такой поддержки поставил мой переход в лагерь Data Driven (DD) - это большая категория вычислительных моделей, где вычисления производятся не по команде извне, а по готовности исходных данных. В этом духе были построены основные разработки института. Это не противоречило моим планам, у меня не было амбиций в области вычислительных моделей, но DD мне казалось слишком экзотической идеологией, и я опасался в ней увязнуть надолго. Быстро взять на вооружение что-то из разработок института - не получалось по ряду причин, например, разработанная под руководством А.С. Нариньяни программа UniCalc (Уникальк) производила расчеты с недоопределенным числами, но численные методы и тем более недоопределенность мне были совершенно неинтересны. Тем не менее, в работе Уникалька были заманчивые вещи: множество ограничений на данные в форме равенств и неравенств казалось бы независимые друг от друга, действовали совместно, как единая вычислительная структура, и (без как-либо извне заданного порядка) производили результат - некое приближенное решение "системы уравнений". Т.е. вместо программы на входе задавались множество утверждений - каким должен быть результат. В этом, собственно говоря, и проявлялись достоинства подхода DD. И это было крайне интересно реализовать для нечисловых данных, и без недоопределенности, т.е. не для интервалов, а для точных значений. А.С. Нариньяни заразил меня уверенностью, что всё можно проделать в сжатые сроки, но не давил - ни по срокам, ни по качественным рамкам проекта, лишь бы это были базы данных и DD "в одном флаконе". Итак я взялся за дело с чистого листа, включил в систему все лучшие свои замыслы на тот момент, а опыта к тому моменту уже было накоплено предостаточно - это была уже десятая система (язык) программирования моего изобретения (Абриаль-99 был девятой). И еще: сразу избавился от "проблемных" наработок, которые, как чемодан без ручки - тащить было тяжело, а выбросить - жалко. Так в конце 1999-го - начале 2000-го появился Абриаль. Когда же в 2000-м дело дошло до DD-вычислений - открылась интересная вещь, то, что видимо А.С. Нариньяни понял задолго до меня: оказалось, мои "изотропные" сети данных и DD-вычисления очень удачно согласуются между собой, словно бы они были созданы друг для друга. Благодаря изотропной организации данных работу с образцами - узкое место всех систем такого рода - удалось кардинальным образом ускорить. Остаток 2000-го ушел на становление системы. В 2001-м была создана сетевая (серверная) версия Абриаля (ВЕБриаль) - CGI-скрипт на сервере MS IIS, и на платформе Абриаля были реализованы две сравнительно большие базы данных, два гиперсловаря : Тезаурус Роже - для английского, и словарь Зализняка - для русского. В последнем, помимо зализняковской грамматики была проделана самостоятельно морфологическая сегментация - разбиение русских слов на морфемы. В 2002-м идея интерфейса через гипертекст в стиле CGI была перенесена из серверного варианта на основной - настольный вариант программы и значительно продвинута. В результате получился полноценный объектно-ориентированный язык (Абрис 1) для отображения данных Абриаля на HTML-интерфейс пользователя, и в конце года был достигнут важный рубеж: через HTML-формы стало возможным вводить и изменять данные, а не только осуществлять навигацию по готовым данным, как было до этого момента. Это означало, что Абриаль стал полноценной средой разработки визуальных приложений для сложных баз данных. Кроме того, в середине года для быстрой разработки структуры БД был сделан Конструктор Схем - группа форм в основной программе. Начало 2003-го ушла на отладку и построение гипертекстовой оболочки системы, и вот сейчас - в августе 2003-го, система выпускается в свет. А.И. Пацкин. 05 августа 2003г. |
|