Гипердеревья |
Работа с деревьями
Зачем нужен древовидный интерфейсЧерез интерфейс древовидных окон объекты видны в наиболее естественной форме, т.е. видна их настоящая сетевая структура, в частности достаточно наглядно представляются связи. Соответственно наглядно проходит навигация. Для перехода от объекта к связям и через связи к смежным объектам достаточно клавиш со стрелками, действие этих клавиш единообразно и интуитивно понятно. Мелкие и простые изменения сети также проводятся достаточно наглядно. Недостаток у древовидного представления только один: в одном окне виден всего один объект и такая узкая область обзора в большинстве случаев недостаточна. Этот недостаток может быть частично восполнен режимом просмотра (LOOKUP), когда в двух связанных окнах, главном и детальном, можно просматривать окрестность одного объекта, т.е. все объекты, соединенные с этим объектом через одну связь. Устройство деревьевДерево состоит из простых и составных узлов. В составных узлах находятся другие узлы. А простые узлы непосредственно связаны с соседними объектами, или если эти объекты - значения, то прямо содержат эти значения внутри себя. Самый старший составной узел, т.е. корень дерева - соответствует объекту.
Не все уровни узлов присутствуют во всех случаях. Для бинарных аспектов пропускается уровень слотов (4-й). Для одиночных аспектов пропускается уровень связей (3-й). Например, в какой-нибудь "кадровой" БД, где собираются досье на людей, дерево-досье для одного человека может выглядеть так. Здесь почти все аспекты, кроме "ин_яз_владение" - бинарные (дата_рожд, пол, и т.д.). И в соответствующих ветвях дерева меньше, чем четыре уровня узлов. Например, пол и национальность - простые аспекты и для них достаточно двух уровней. Аспект "сильные стороны" множественный, поэтому для него нужно три уровня. Аспекты ФИО и "дата рожд" простые, но содержат значения, и требуется дополнительный третий уровень для редактирования этих значений. Аспект "ин_яз_владение" - трехместный и множественный, отражающий знания иностранных языков вместе со степенью владения ими. Для него требуется 4 уровня: объект, аспект, связь, слот. Через аспект CLASS системного именующего отношения NAME можно перейти от сущности к её классу. Навигация по объектамПеремещение от объекта к смежному объекту производится в основном с помощью клавиши стрелка вправо. Если текущим был составной узел, то при нажатии на эту клавишу происходит переход на следующий уровень узлов, а если текущий узел был простой, то происходит переход на смежный объект, или если смежный объект являлся значением, то активизируется режим изменения этого значения. На простых узлах к переходу на смежный объект приводит также щелчок мышью или нажатие Enter. Изменение сетиПеремещаясь по сети можно попутно вставлять и удалять связи и объекты. Вставка инициируется клавишей Insert. Вставлять можно только бинарные связи. Если текущим аспектом в момент нажатия Insert был аспект ITEMS, то вставляется именованный объект - сущность. При вставке (бинарной) связи с объектом - значением, этот объект также автоматически создаётся. Удаление связи и зависимых от этой связи объектов, производится нажатием на Delete на принадлежащем данной связи узле. Все те же действия достижимы и через контекстное меню, вызываемое по щелчку правой кнопки мыши Режим просмотраВ режиме просмотра пользователь работает с двумя древовидными окнами, главным и зависимым. Когда происходит перемещение по узлам в главном окне, это отражается в зависимом окне тем, что там появляется древовидное изображение объекта, смежного с текущим слотом в главном окне. |
|