Абриаль 2.1 Назад Начало Дальше12/10/04 А.И.Пацкин [packin.ru]
О системе ] [ Инструкции пользователя ] Документация разработчика ] Контакты ] Регистрация ] Оглавление ]

Инструкции пользователя

Схема работы ] Управление программой ] Веб-интерфейс ] Гипертаблицы ] Гипердеревья ] Текстовый редактор ]


Этот документ является кратким введением в Абриаль 2.1. Документ содержит:


Основные возможности программы

В среде Абриаля 2.1 пользователь может следующее:

  • Быстро создать новую базу знаний (базу данных) в виде файла типа *.AB или *.AM;

  • Внутри новой базы данных создать структуру (иначе её называют "схему") базы данных, т.е. задать классы объектов и отношения между объектами (для этого удобнее всего пользоваться Конструктором Схем); после этого сразу же пользователь получает возможность вводить данные через автоматически созданный программой интерфейс;

  • Ввод и изменение данных (объектов и связей) более универсально и быстро делать через гипертаблицы (интерфейс гипертаблиц аналогичен обычным электронным таблицам),

  • Более наглядно и интуитивно ввод данных или навигация по данным осуществляются через гипертекстовый интерфейс т.е. через работу в окне броузера . В этом случае база знаний представляется пользователю как некий сложный виртуальный сайт интернета.

  • Далее - можно сделать базу знаний активной, для чего помимо простых отношений ввести ассоциации, т.е. виртуальные, рассчитываемые отношения. Это также удобнее делать через КОНСТРУКТОР

  • Можно задать правила базы данных, которые автоматически срабатывают при вводе каких-либо данных в систему, или просто по внешнему событию. Сравнительно небольшие и легко обозримые наборы правил могут задавать сложнейшее поведение базы данных, практически непередаваемое другими традиционными средствами. Правила также удобнее делать через КОНСТРУКТОР

  • Можно изменить вид внешнего представления, т.е. оболочки базы данных, заменив макросы/шаблоны в стандартной библиотеке или добавив свои, новые шаблоны, специфические для новой базы данных или для каких-либо классов объектов внутри неё. Для

  • Можно встроить в шаблоны оболочки активность, т.е. запрограммировать на языке Абрис 1 обработку данных при отображении и/или при реакции на действия пользователя. Тем самым можно постепенно развить базу данных/знаний до сколь угодно сложного приложения. Таким образом, Абриаль может играть роль среды конструирования визуальных приложений для баз знаний.

  • И, наконец, полученное таким образом приложение, или просто саму базу знаний можно перенести без каких либо доработок и настроек в среду серверной версии Абриаля, для работы с приложением/базой данных через интернет из обычного броузера.

Стандартная оболочка.

Хотя пользователь через программу действует одновременно с несколькими разными базами данных, но в основном гипертекстовом интерфейсе все они выглядят как единое целое, как подобие некоторого сайта в интернете. Это обеспечивается стандартной оболочкой, в форме набора макросов/шаблонов, поставляемых в составе системы.

Логически макросы стандартной оболочки делятся на общую оболочку для всех баз данных и типичную оболочку для одной базы данных. Общая оболочка содержит в своем составе начальную страницу _HOME, с отображением которой программа загружается, средства для работы с реестром баз данных - специальной служебной базой данных, являющейся своеобразным каталогом для баз данных, хранимых на Вашем компьютере. Вы можете открывать файлы баз данных не внесенные в реестр и работать с ними так же, как с зарегистрированными, но тогда нужно помнить - где что лежит на диске, а это при большом количестве файлов не очень удобно.

Стандартная оболочка сделана так, что показывает содержимое всех баз данных (и реестра) в виде страниц с одинаковым обрамлением, так, что всегда на одном и том же месте на странице присутствуют кнопки навигации, в частности кнопка [home] , возвращающая пользователя на начальную страницу.

Порядок работы пользователя с программой

  • Пользователь через интерфейс программы общается с одной или с несколькими базами данных.

  • Каждая база данных представляет собой файл на внешнем носителе.

  • При первом обращении пользователя к какой-нибудь базе данных происходит её открытие, т.е. чтение её содержания из внешнего носителя в оперативную память.

  • Все изменения происходят в оперативной памяти и чтобы они сохранились, перед выходом из программы или перед закрытием базы данных необходимо её сохранить, т.е. записать измененное содержимое базы данных обратно из оперативной памяти в файл на внешнем носителе.

  • Имеется возможность (и соответствующие кнопки в интерфейсе), загрузки дополнительных данных из других файлов в уже открытую базу данных.

  • Но для раздельного сохранения частей открытой базы данных (например - объектов или отношений) в различные файлы стандартных интерфейсных средств не предусмотрено, и такое раздельное сохранение должно быть организовано специальным программированием оболочки - примитивные операции для раздельного сохранения имеются.

  • Всё вышесказанное по поводу частичной загрузки или сохранения относится только к базам данным, сохраняемым в текстовом виде - на языке представления данных. Но помимо этой формы есть еще двоичный формат - образы памяти, преимуществом которого является быстрая, по сравнению с текстовым форматом, загрузка в оперативную память (открытие) значительных по объему баз данных.

  • Базы данных в двоичном формате образов памяти (файлы с расширением AM) могут загружаться в память и сохраняться только целиком.

Устройство интерфейса пользователя.

Пользовательский интерфейс программы имеет общую организацию стандартного многооконного редактора. На общем рабочем пространстве главного окна программы могут располагаться одно или несколько окон  двух типов: 1) основное интерфейсное окно, и  2) окно текстового редактора.

Основное окно используется для доступа к базе данных. Оно имеет до пяти вкладок. Вот эти ярлычки сверху основного окна называются вкладками.

 

Не все вкладки бывают видны. Это зависит от того, установлена или нет одна из открытых баз данных в качестве текущей для данного окна. Если текущей БД нет, три средние вкладки не видны. Кроме того, видимость вкладок зависит от установленного уровня доступа. Вкладка ДЕРЕВО видна только для уровня эксперт, а КОНСТРУКТОР виден на уровнях разработчик и эксперт. В остальном эти уровни влияют на видимость и изменяемость системных данных в таблицах.

Первые три вкладки (ГИПЕРТЕКСТ, ТАБЛИЦА, ДЕРЕВО) являются навигационными, т.е. предназначены для просмотра базы данных, и в каждый момент показывают данные в определенной точке базы данных, так называемой точке навигации. Для Гипертекста точка навигации определяется сочетанием объекта + метода  + параметров метода, для таблиц: объектом или парой объект + аспект, для деревьев - объектом. Таким образом объект входит в понятие точки навигации для всех трех видов представления данных, и навигация во всех трех видах синхронизирована по объектам . Например, достигнув некоторого объекта в окне гипертекста, можно переключиться на таблицу и там - изменить данные объекта, продолжить навигацию к другому объекту, там переключиться на древовидный интерфейс и т.д...

  • Окно броузера (вкладка ГИПЕРТЕКСТ) Это основное окно интерфейса пользователя находится под первой вкладкой "ГИПЕРТЕКСТ". В идеале у пользователя почти не должна возникать надобность обращаться к другим окнам. Фактически это окно стандартного броузера (или программы - обозревателя интернета) Internet Explorer , являющегося частью операционной системы Windows . Это значит, что через данное окно можно "смотреть интернет" абсолютно так же, как через стандартный Internet Explorer , но, вдобавок к своим обычным возможностям, Internet Explorer в данном окне приобретает дополнительные качества, а именно он становится броузером/обозревателем для объектов сетевой базы знаний.  Подробнее см. раздел Работа в окне броузера...

  • Гипертаблицы (вкладка ТАБЛИЦА). Этот универсальный вид доступа аналогичен электронным таблицам, и не требует никакой предварительной настройки. Через гипертаблицы пользователь может легко производить навигацию (перемещение по сети объектов) или изменение данных в сети в полном объеме, пользуясь при этом минимальным набором легко усваиваемых навыков: для вставки используется клавиша Insert, для удаления - Delete, для выбора, изменения, подтверждения и перехода - клавиша Enter. Подробнее... Совсем подробно...

  • Вкладка ДЕРЕВО Этот архаичный вид интерфейса доступен в режиме доступа "Эксперт" и оставлен только для углубленного изучения метода представления данных внутри системы. Для практических задач работы с данными этот метод доступа недостаточно удобен. Подробнее...

  • Вкладка КОНСТРУКТОР Эта вкладка на основном окне, имеющая разветвленную вкладок внутри себя, позволяет конструировать схему, т.е. строить структуру базы данных. Здесь пользователь может создать/изменить/удалить классы, правила и отношения в частности активные отношения, т.е. ассоциации. Внутри отношения/ассоциации конструируется набор его/ее аспектов.

  • Окно вкладки БАЗЫ ДАННЫХ В этой вкладке видны в виде списка все открытые базы данных, т.е. те файлы баз данных, к которым были обращения и которые при этих обращениях были загружены в память. Те базы данных, данные которых изменены (через таблицы или конструктор) помечены звездочкой - их перед закрытием следует сохранить, чтобы изменения остались. К сожалению изменения через гипертекст здесь не всегда отражаются звездочкой, поэтому если пользователь знает, что изменил что-то, то базу данных нужно сохранить несмотря на отсутствие звездочки. Одна из баз данных в списке, имя которой подсвечено является текущей. Можно установить (щелчком или Enter-ом) текущей другую БД, после чего автоматом включается вкладка гипертекст и вновь установленная БД показывается в той точке навигации, в которой она была последний раз брошена. Для текущей БД на вкладке БАЗЫ ДАННЫХ показана таблица состояния её памяти (это нутро) и в окошке - встроенное в БД описание - его можно прямо на месте изменить. Кроме того, ряд кнопок позволяют произвести с текущей БД разные действия, сохранить, закрыть и т.д.

  • Текстовый редактор - Это тип отдельного окна, а не вкладка. Редактор позволяет править текст файлов баз данных на языке представления данных. Кроме того можно открывать рабочие окна редактора и перетаскивать данные мышью или через буфер между окном редактора и гипертаблицей в основном окне. Тем самым можно вводить в БД и вытаскивать из неё данные в текстовом виде.

Работа в окне броузера (вкладка ГИПЕРТЕКСТ).

Через данное окно пользователь взаимодействует с активной базой знаний своего приложения, как с веб-сайтом. Только на обычном сайте пользователь видит в каждый момент времени некоторую страницу, а в данном окне пользователю показывается один объект базы знаний через некоторый гипертекстовый шаблон, иначе называемый макросом или методом. Сочетание объект/метод, называемое точкой навигации, определяет внешний вид виртуальной страницы, наблюдаемой пользователем.

Действия пользователя при гипертекстовой навигации делятся на последовательность шагов (шагов навигации), аналогичных обращению к интернету в случае "настоящего" сайта: на каждом шаге в окне отображается содержимое некоторой "виртуальной" (т.е. не существующей) страницы. Каждый шаг - это либо переход по ссылке, либо некоторое изменяющее или расчетное "действие". Различие между этими двумя основными типами шагов навигации отражает следующая таблица.

  Переход по ссылке Изменяющее действие
Обычно инициируется... ...щелчком по примерно такой ссылке.
Но иногда, сложные переходы могут задаваться заполнением полей форм и затем - нажатием .
...нажатием на некоторую. Или на иконку вроде этой:
чаще всего перед нажатием требуется что-нибудь заполнить или установить в расположенных рядом с кнопкой полях  "интернетовских" форм. Но иногда простые действия могут инициироваться ссылками
Точка навигации...  ...изменяется. ...остается прежней.
Состояние базы знаний  ...обычно не изменяется. ...обычно изменяется.
Внешний вид страницы... ...обычно изменяется ...обычно остается в основном прежним, но на странице могут появляться изменения, в соответствии с произведенными расчетами или измененными данными.

Таким образом, просто щелкая по ссылкам в окне броузера пользователь переходит по связям между объектами от одного объекта к другому или от одного вида объекта, задаваемого некоторым методом к другому виду, задаваемому другим методом . Попав в определенную точку навигации, можно что-нибудь изменить в базе знаний,  например создать/удалить объект или связь между объектами, или изменить какое-нибудь текстовое или числовое значение.

Как видим, инструкция по работе с программой через это окно проста до крайности . Но за этой видимой простотой таится огромная, практически безграничная, мощь, которую предоставляет интернет, точнее идеология веба - WWW. Отныне эта замечательная по своей простоте и гибкости модель интерфейса распространяемая на работу с объектными базами знаний.

Каждому классу объектов (а можно и отдельным объектам) сопоставляется один или несколько форматов отображения в виде легко разрабатываемых текстовых файлов - макросов/методов. Если для каких-то новых классов объектов методы еще не разработаны - не беда: тогда системой используется предустановленный набор универсальных методов, пригодных для большинства функций доступа к данным, но, может быть, не всегда удобных.

Дополнительные возможности версии 2.0

  1. Щелчок по заголовкам столбцов и строк в таблицах выравнивает размер столбцов по размеру их текстового содержания.
  2. Щелчок по заголовку при нажатой клавиши Ctrl  делает заголовки доступными для корректировки на месте.
  3. Нажатия Ctrl-Alt-P и  Ctrl-Alt-M изменяют размеры шрифта в таблицах.
  4. При загрузке файла в БД в память, можно процесс загрузки прервать кнопкой Стоп или приостановить клавишей Пауза. Приостановленная загрузка будет продолжена с того же места при следующей операции загрузки файла инициированной пользователем.
  5. При переполнении памяти пользователю предлагается увеличить на 30% размер соответствующего массива. Если пользователь соглашается - память перераспределяется и всё продолжается с места прерывания, если пользователь отказывается - программа аварийно прекращает работу.
 

Все права защищены. © 2000-2004 РосНИИ ИИ
http://artint.ru
Copyright. © 2000-2004 by RRIAI
Александр Иосифович Пацкин [mailto:aleksandr@tochka.ru].
12/10/04

К началу документа.